Поиск

"ЮГРА-2016"

30.06.2016

"ЮГРА-2016"

IX Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра 2016»
Глебушкин С.А  с  участниками   фестиваля, слева Иванова  Л.Б..JPG
Долгожданное событие - открытие IX Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра-2016» состоялось! Вчера на площади Первооткрывателей в Урае с самого утра развернулся город мастеров: умельцы из разных уголков России и зарубежья съехались в Югру, чтобы продемонстрировать свое искусство и принять участие в международных конкурсах мастерства, поделиться опытом и представить результаты исследований на научно-практической конференции «Живые традиции ремесла в искусстве».
На торжественной церемонии открытия присутствовал глава города Урая Анатолий Иванов. Он дружески поздравил участников и гостей фестиваля:
- Я с огромным удовольствием приветствую вас на IX Международном фестивале коренных народов мира «Югра-2016». Отрадно, что последние годы человечество все больше внимания уделяет тем людям, которые своими руками, своими головами создают материальные блага. Как бы ни был привлекателен виртуальный мир, но кормит нас реальное производство. За это вам - огромная благодарность, уважение и хвала! 
Город Урай удостоен чести принимать мероприятие такого высокого уровня. Но вместе с тем это и почетное право, потому что жители нашего города на протяжении всей своей истории показывали, что они могут хорошо трудиться, и своим трудом вносят немалый вклад в развитие нашей Югры и России. 
Мне очень приятно находиться среди вас и чествовать людей, которые своими руками могут нас накормить, одеть, обуть, построить дома и дороги. Наверное, это самое ценное. А самое главное, что люди, которые создают материальные ценности своими руками, никогда не позволят себе и окружающим относиться неуважительно к продуктам своего труда. 
Я желаю участникам фестиваля, чтобы вы сегодня порадовали и удивили нас своим мастерством: я уверен, вы это сделать сможете!
На память о Фестивале главе города вручили символический подарок – деревянный резной черпак – чтобы урайцы всегда могли черпать здоровье, удачу и процветание.

С приветственным словом выступила директор Фестиваля Ольга Бубновене - Заслуженный деятель культуры Югры, член Союза художников РФ, член Союза дизайнеров РФ, президент Ассоциации народного искусства и дизайна, директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел»:
- Участники Фестиваля, урайцы, гости! Я приветствую вас! Кондинская земля – это родина древнейших художественных традиций, более 200 лет назад она распространяла разные ремесла по всей Югре и сегодня настал час, когда мы все, собравшись на этой земле, должны выполнить особую миссию: посеять зерна, чтобы вновь проросла удивительная вышивка, вернулись традиции невероятно красивых бисерных украшений, ожило мастерство литья металла и многое другое, чем процветала Конда. Я желаю вам не потерять дух соперничества, творчества, зоркости глаза и ловкости рук. Желаю всем новых открытий и побед!

После торжественного открытия Фестиваля Ольга Бубновене провела экскурсию для главы города Урая Анатолия Иванова и экспертного жюри международных конкурсов профессионального мастерства: познакомила с каждым мастером, показала экспозиционно-выставочные проекты.
На выставке «По ремеслу и промысел», которая стала результатом первого конкурса «Славим человека труда!» УрФО в отрасли «Народные художественные промыслы», высокие гости увидели работы победителей 2015 года.
Рядом с этой экспозицией расположился конкурс-выставка детских работ «Юные подмастерья». Такой конкурс проведен впервые в истории Фестиваля, он наглядно продемонстрировал результаты вовлечения детей и подростков в исследовательскую и творческую работу по изучению различных направлений народного искусства. Соседство двух выставок – работ лучших мастеров Урала и совсем юных подмастерьев - стало ярким примером того, как опытные умельцы передают секреты своего мастерства подрастающему поколению. Ученые из Москвы, Кабардино-Балкарии и Казахстана высоко оценили уровень работ и саму идею экспозиционно-выставочного проекта.

Первая половина дня открытия IX Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра-2016» была сконцентрирована на конкурсах профессионального мастерства: народные умельцы заняли подготовленные рабочие места и приступили к выполнению конкурсных работ. Женщины-мастерицы сели за вышивку, ткачество, шитье народного костюма, роспись, вязание, плетение из растительных материалов. Мастера-мужчины взялись за работу с деревом, костью, лозой, берестой. На изготовление конкусной работы по регламенту отведено 12 часов: за это время участники должны не только выбрать и создать форму, учитывая особенности материала, но и украсить изделие, создав завершенный образ.

Вторая половина дня была посвящена научной работе. Эмма Усманова - ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при Карагандинском университете им. академика Е.А. Букетова (Казахстан) - представила результаты 20-летнего исследования археологического костюма андроновской культуры, следы которой археологи находят и на территории Югры. Интересно, что исследование археолога основано на материале женских головных уборов и украшений и перекликается с выставочным проектом «Невелика диковинка», который открылся в рамках Фестиваля и стал его украшением. В центре внимания выставки - головные уборы и украшения разных народов. Семинар и выставка ярко проиллюстрировали отличия и сходства культурных традиций разных этнических групп. Тема костюма была продолжена выступлением Ольги Бубновене, которая рассказала присутствующим об исследованиях традиционного костюмного комплекса народов, населяющих территорию Западной Сибири, и показала, как этнографический материал может стать основой коллекций современной авторской одежды.

Работы  Людмилы  Борисовны  на  международном   конкурсе.JPG
  Работы Л.И. Ивановой
Пост-релиз

Второй день IX Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра-2016» был насыщен событиями, встречами и впечатлениями.

С самого утра продолжилась работа. Члены жюри - Борис Мальбахов (г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика), Мария Майстровская (г. Москва), Эмма Усманова (г. Караганда Республика Казахстан), Нина Ганцева (г. Москва), Сергей Глебушкин (г. Москва), Ольга Бубновене (г. Ханты-Мансийск), Антон Акулов (г. Сургут), Ксения Илауски (г.Ханты-Мансийск) - каждый эксперт в своей области. Они внимательно наблюдали за работой мастеров - участников международных конкурсов мастерства Фестиваля. Беседовали, задавали вопросы, проверяли, насколько глубоко народные умельцы знают тонкости своего ремесла.
- А что за узоры на ваших изделиях, что означают, кто может носить такие чулки? – интересуется доктор философских наук Нина Ганцева у конкурсантки Людмилы Костиной из Полновата (Белоярский район). К слову, именно она стала победительницей в номинации «Лучший мастер по традиционному вязанию», других победителей в этой номинации не определили. 
Об орнаментах на своих вязаных изделиях Людмила Николаевна знает все: лягушка – женский оберег, и место у него особое – на икрах, если ноги у женщины крепкие, значит, здоровая и сильная, будет хорошей работницей. А этот знак, напоминающий елку, на самом деле «поленница, огонь», то есть – домашний очаг.
- Когда женщина вяжет чулки, как правило, это изделие кому-то предназначено. Если для мужа вяжешь – одни знаки используешь, для дочки – другие, в подарок близким – смотря кому что желаешь, как сердце подскажет! – рассказала Людмила Николаевна.
Задача перед конкурсной комиссией стояла очень сложная: увидеть и оценить работу почти 90 человек на каждом этапе процесса! К полудню все конкурсные работы должны быть завершены и представлены на суд высокого жюри. Поблажек не было никому – проверены все швы на народных костюмах, учтены подбор ткани, фурнитуры, соответствие заявленной территории костюма и завершенность образа. В работе с деревом, костью, берестой имело значение формообразование, соответствие традициям, аккуратность и проработка деталей. Принципиальность конкурсной комиссии была непреложной при оценке каждой работы.
Взять другую номинацию – «Лучший мастер по национальному костюму», здесь первое место разделили сразу шестеро участниц, все оказались достойны. Да и выбрать одного победителя невозможно, когда в номинации почти 30 участников! Такой небывалый интерес к национальному костюму отраден и говорит о том, что мы вновь повернулись к своим корням, родной истории и культуре, что нам не безразлично будущее народов, которые проживают на территории Югры, России.
За фестивальные дни осуществлен не только большой творческий труд: участники активно проявили себя в серьезной научно-практической работе. 
Тематика семинара «От исследований до коллекции» вызвала живой интерес и у югорских мастеров, и у гостей округа. Традиционный костюм сегодня находится в центре внимания ученых, мастеров и педагогов как России, так и зарубежья.
Эмма Усманова - ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при Карагандинском университете им. академика Е.А. Букетова - представила результаты 20-летнего исследования археологического костюма андроновской культуры, следы которой археологи находят и на территории Югры. В частности, археолог из Казахстана рассказала о древних традициях женских головных уборов и украшений. Эта тема была продолжена выставочным проектом «Невелика диковинка», который открылся в рамках Фестиваля и стал его украшением. Экспонаты выставки ярко проиллюстрировали отличия и сходства культурных традиций разных этнических групп: здесь можно увидеть узбекские и татарские тюбетейки, мужские обрядовые головные уборы обских угров, ложные косы, женские налобные и косные украшения хантов и манси, русские повойники и девичьи повязки. Выставку обязательно стоит посетить: нигде больше не увидишь удивительные кокошники, выполненные из соломки замечательным мастером – Аллой Кошкиной из Нефтеюганска. Эти золотые короны венчали головы ведущих во время торжественного открытия Фестиваля, став изумительным украшением праздника. Алла Борисовна стала лучшим мастером по плетению из растительных материалов.
Тема костюма на научно-практическом семинаре была продолжена выступлением Ольги Бубновене, директора бюджетного учреждения Ханты-мансийского автономного округа- Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел». В своем докладе Ольга Дмитриевна осветила проблемные вопросы исследования этнографической музейной коллекции и показала, как этнографический материал может стать основой коллекций современной авторской одежды.
Демонстрация творческих проектов, выросших на основе полученных этнографических данных, произвела настоящий фурор среди экспертов Фестиваля. Уникальные вышивка ручной работы и национальные орнаменты, переведенные в машинную вышивку, выполненные урайскими мастерами, смотрелись потрясающе красиво!
Еще один научно-практический семинар «Северный русский костюм» провел Сергей Глебушкин – известный собиратель традиционного костюма.
Что носили мужчины и женщины разных губерний России, как именно носили, какую информацию о человеке можно считать по костюму - эти и другие вопросы обсуждали участники семинара. На встречу собрался полный зал - мастера, художники народных промыслов, педагоги из разных регионов России, ученые из Москвы, Казахстана, Кабардино-Балкарии с интересом познакомились с опытом знаменитого коллекционера народного костюма.
Сергей Глебушкин продемонстрировал несколько экспонатов из своей коллекции женских костюмов - участники фотографировали, рассматривали швы, ткань, элементы украшения - все было увлекательно и требовало живого обсуждения. После семинара участники не упустили случая взять автограф у автора известных и популярных среди мастеров монографий, посвященных традиционному народному костюму.

Научно-практическая конференция «Живые традиции ремесла в искусстве» в восьмой раз прошла в рамках Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра». Эта площадка на протяжении 16 лет объединяет мастеров, которые не просто занимаются ремеслом, а исследуют историю, традиции, хотят дойти до истоков и понять, почему наши предки, обеспечивая семью глиняной посудой, использовали именно такой состав глины, или именно такую форму. С чем связан крой традиционной одежды и его изменение? Почему в Сибири было распространено крапивное ткачество? Как правильно выделать рыбью кожу? На эти вопросы отвечали участники научно-практической конференции, делились друг с другом технологическими наработками и опытом.
Интересно, что эта площадка объединила не только опытных мастеров, педагогов и ученых, но и молодежь округа. Самой юной участницей конференции стала 14-летняя Снежана Изюмова – воспитанница Центра дополнительного образования города Урая. Девочка не первый год занимается изучением ремесленных традиций обских угров: искусства обработки рыбьей кожи и меха. Несмотря на возраст, у Снежаны большой опыт участия в подобных мероприятиях, она регулярно выступает в городских конференциях, проводит мастер-классы в школах, весной побывала в Ханты-Мансийске на XI Межрегиональной детско-юношеской научно-практической конференции «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее».
Целая группа студентов Урайского политехнического колледжа под руководством педагога-организатора Татьяны Гилиной заявила свои доклады на конференцию. Их исследования посвящены национальному костюму – калмыцкому и русскому, искусству работы северных народов с берестой, искусству техноарта. Ребята приняли участие и в праздничном дефиле: они показали свою коллекцию крестьянского костюма Сибири конца 19 века.
Во время пленарного заседания выступил Борис Мальбахов, доктор искусствоведения, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. Он представил наиболее развитые направления искусства Северного Кавказа. 
Важными и полезными сведениями с участниками конференции поделились ученые Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Мария Майстровская – известный в России экспозиционер, доктор искусствоведения, профессор кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна, действительный член Российской Академии естествознания, член ВАК – представила интереснейший опыт зарубежной и отечественной практики экспонирования предметов декоративно-прикладного и народного искусства. Кандидат философских наук, доцент кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна Нина Ганцева рассказала о программах научных исследований в аспирантуре и диссертационном совете Академии, пригласив мастеров и педагогов не бояться поступать в аспирантуру, продолжать свои исследования, обращаться за консультациями. Снежане Изюмовой настоятельно рекомендовали продолжить свои исследования, в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова ей будут рады: молодежь с таким огромным потенциалом всегда ждут в учебном заведении.
После завершения международных конкурсов мастерства, которые состоялись по 14 номинациям, в Киноконцертном цирковом комплексе «Юность Шаима» прошла торжественная церемония награждения лучших мастеров Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и регионов России. Прекрасную концертную программу подготовили творческие коллективы Урая и Кондинского района. Все участники фестиваля отметили хорошую организацию и очень теплый, радушный прием, который оказала Югра, город Урай и Кондинский район.
– Я выступал в номинации «Лучший мастер по художественной обработке дерева» и, так случилось, приехал без инструментов и материалов, - признался мастер из поселка Ноглики Сахалинской области Вадим Левкун. – Ко мне отнеслись с большим вниманием: югорские мастера поделись и деревом, и инструментами, так что я успел выполнить конкурсную работу. Удивила очень дружеская, теплая атмосфера, которая царила на протяжении всех дней Фестиваля. Хотелось показать свое мастерство, увидеть, как работают другие мастера, подметить их приемы. И эта атмосфера созидания удивительным образом объединяла мастеров из разных уголков России – с разным опытом, разными знаниями, разными культурными традициями. Мне кажется, в таком творческом, душевном, созидательном объединении Югорская земля не имеет равных.

Возврат к списку